LEGAL ALERT. Налоговые изменения 2027: какие перемены могут наступить для бизнеса и частного капитала
Николай Рудоманов, партнер и руководитель практики частного капитала и международного налогообложения Nekrasov, Roudomanov & Partners, анализирует законопроект о налоговых изменениях с 2027 года: НДФЛ, КИК, личные фонды, инвестиционные доходы, счета типа «С», налог на прибыль и штрафы.
«Правительство Российской Федерации внесло в Государственную Думу законопроект № 617-9, предлагающий значительные изменения в Налоговый кодекс РФ («Законопроект»).
Обращаем внимание, что Законопроект в представленной редакции может измениться в ходе рассмотрения в Государственной Думе. Между тем считаем возможным рассмотреть ключевые изменения.
1. НДФЛ: инвестиционные доходы на общей прогрессивной шкале
Законопроект предлагает упразднить обособленный порядок исчисления налоговой базы, предусмотренный п.6 ст. 210 НК РФ, и, как следствие, применение налоговой ставки 13/15% для таких доходов. Новая редакция п. 2.1 ст. 210 НК РФ предлагается свести все налоговые базы резидента в единую совокупность и облагать такой доход по пятиступенчатой шкале: от 13% до 2,4 млн руб. до 22% со суммы свыше 50 млн руб.
В единую совокупность Законопроект планирует, в частности, включить:
дивиденды от российских и иностранных организаций;
доходы по операциям с ценными бумагами, ПФИ, РЕПО, на ИИС, доходы участников инвестиционных товариществ;
доходы в виде материальной выгоды от приобретения ценных бумаг и ПФИ, а также долей участия в уставном капитале российских обществ;
прибыль КИК (в том числе доходы в виде фиксированной прибыли);
доходы от операций с цифровой валютой, майнинга и ЦФА;
проценты по вкладам в российских банках;
доходы от продажи и дарения имущества, страховые и пенсионные выплаты.
По нашей оценке, ставка по дивидендам и процентам по вкладам будет определяться с учетом иных доходов налогоплательщика. Например, при заработной плате свыше 50 млн руб. в год дивиденды попадут под ставку 22%. Полагаем, что данная механика будет разъяснена на более поздних этапах Минфином России или ФНС России.
С учетом изложенного, собственникам, планирующим распределение накопленной прибыли рекомендуем рассмотреть возможность выплаты дивидендов в 2026 году в российских и иностранных структурах против предлагаемой повышенной ставки.
2. НДФЛ: иные изменения
Банки становятся налоговыми агентами по процентам по вкладам: налог исчисляется на дату выплаты нарастающим итогом. Необлагаемая сумма считается по ключевой ставке предыдущего года. Итоговую сумму по всем банкам рассчитывает налоговый орган. Данный подход существенным образом меняет доходность по банковским депозитам и снижает фактическую доходность.
По процентам по вкладам, открытым доверительным управляющим, управляющий обязан раскрыть банку учредителей управления не позднее чем за 3 рабочих дня до выплаты. В противном случае налоговым агентом будет применяться налоговая ставка 35%. Ставка 35% при нераскрытии информации налоговому агенту по ценным бумагам распространяется и на дивиденды.
Освобождение подарков от лиц, не являющихся членами семьи и близкими родственниками, не будет применяться к «иным имущественным правам». При этом Законопроект сохраняет режим безналогового дарения в рамках семьи.
Имущественный вычет по процентам распространяется на кредиты на рефинансирование. Неиспользованные стандартные, социальные и «процентные» вычеты можно заявить против процентов по вкладам.
По нашему мнению, Законопроект фактически устраняет разницу между «трудовыми» и «инвестиционными» доходами. Как следствие, для владельцев капитала, генерирующего доходность от 50 млн руб. в год эффективная налоговая ставка НДФЛ вырастет.
3. Личные фонды
Законопроект предлагает увеличить льготную ставку налога на прибыль организаций с 15% до 22%.
Также Законопроект расширяет перечень пассивных доходов на доходы от реализации долговых ценных бумаг и долговых ЦФА.
Как следствие, специальная налоговая ставка личного фонда (22%) сравняется с верхней планкой ставки НДФЛ при прямом владении активами физическим лицом. Как следствие, налоговое преимущество личного фонда по ставке фактически исчезнет, что было достаточно ожидаемо.
Таким образом, ценность структуры смещается к преемственности, защите активов и освобождению выплат выгодоприобретателям.
4. ЗПИФ и ИПИФ для квалифицированных инвесторов
Фонды признаются плательщиками налога на прибыль в отношении доходов из перечня п. 4 ст. 309.1 НК РФ. При этом для указанного дохода применятся налоговая ставка 15%.
Предлагается механизм, при котором налог удерживает управляющая компания как налоговый агент не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем получения дохода.
Законопроект предлагает механику, согласно которой пайщик (организация или физическое лицо) засчитывает уплаченный фондом налог по определенной формуле, предусмотренной ст. 276.1 и п. 13.6 ст. 214.1 НК РФ.
5. КИК: новый порог контроля и отмена порога прибыли
Согласно Законопроекту «контролирующим лицом» по доле участия будет признаваться лицо с долей более 50% вместо доли более 25%. При этом правило о доле более 10% при совокупном участии резидентов РФ более 50% сохранится.
Это достаточно позитивное изменение, поскольку повышение порога до 50% выведет из режима КИК миноритарных партнеров с долями 25–50% в совместных с нерезидентами структурах.
Единоличный контроль над организацией по личному закону или учредительным документам приравнивается к участию 100%. По логике Законопроекта эти изменения должны затронуть трасты, фонды и компании, где контроль не следует из доли в капитале. При этом критерий «единоличного контроля» в проекте не раскрыт. Полагаем, что разъяснения появятся на более поздних этапах развития законопроекта, либо в частных разъяснениях ведомств.
На практике данный подход чаще применяется к ситуациям корпоративного контроля, в отрыве от доли участия, о которых неоднократно разъясняли профильные ведомства в своих письмах.
Достаточно важное изменение – планируемая отмена освобождаемого 10 млн руб. порога прибыли КИК, при которой не возникает обязанность по уплате НДФЛ. Отмена порога 10 млн руб. и перевод прибыли КИК на шкалу до 22% увеличивают налоговую нагрузку для большинства владельцев иностранных компаний и структур.
Уведомление об участии в иностранных организациях подается также при изменении порядка или прекращении контроля, что важно с учетом планируемой поправки о 100% контроле, указанном выше.
Также Законопроект предлагает увеличить размер штрафа за непредставление уведомления о КИК с 500 тыс. до 754 тыс. руб. за каждую компанию, за недостоверные сведения – с 50 тыс. до 104 тыс. руб. Штраф за непредставление уведомления об участии – с 100 тыс. до 120 тыс. руб.
С учетом планируемых изменений, рекомендуем проверить статус контролирующего лица по новым порогам (50% или единоличный контроль), а также оценить последствия отмены порога 10 млн руб. и целесообразность распределения прибыли КИК до вступления изменений в силу.
6. Налоговый режим счетов типа «С»
Законопроект вводит отдельные правила налогообложения доходов, связанных со счетами типа «С».
Так, если компания выплачивает дивиденды, перечисляемые на счет типа «С», доходы предлагается облагать налогом на прибыль по ставке 35%. То есть зачисление дивидендов на специальный счёт не освобождает от налогообложения и, напротив, в предусмотренных проектом случаях приводит к применению повышенной ставки.
В свою очередь, для физических лиц проект также устанавливает специальную ставку НДФЛ 35% в отношении определенных доходов, связанных со счетами типа «С».
Таким образом, при планировании выплаты дивидендов или иного вывода доходов в пользу нерезидентов необходимо отдельно учитывать не только ограничения по распоряжению средствами на счете типа «С», но и налоговые последствия самого зачисления средств на такой счет.
7. Налог на прибыль организаций
участник ОЭЗ, соглашение с которым расторгнуто судом, утрачивает право на пониженные ставки с периода нарушения и доплачивает налог;
специальные правила признания курсовых разниц продлеваются до 2029 года; требования по валютным ценным бумагам до срока погашения не переоцениваются;
вознаграждение доверительного управляющего учитывается в расходах без ограничений;
доходы по решению суда признаются также на дату события, которое суд определил как основание взыскания;
порядок подачи декларации по налогу на прибыль в редакции Закона № 425-ФЗ применяется с отчетности за 2027 год; за 2026 год декларация подается по прежним правилам.
8. Штрафы
Законопроект предлагает увеличить большинство фиксированных штрафов в 2-3 раза, в свою очередь отдельные растут существенно (ст. 128 и п. 1 ст. 129 НК РФ – в 14 раз).
Нарушение
Сейчас, руб.
Законопроект, руб.
Нарушение срока постановки на учет (п. 1 ст. 116 НК РФ)
10 тыс.
30 тыс.
Деятельность без постановки на учет, минимум (п. 2 ст. 116 НК РФ)
40 тыс.
121 тыс.
Минимальный штраф за неподачу декларации (ст. 119 НК РФ)
1 тыс.
2 600
Грубое нарушение правил учета без занижения базы (п. 1 ст. 120 НК РФ)
10 тыс.
28 тыс.
То же с занижением базы, минимум (п. 3 ст. 120 НК РФ)
40 тыс.
111 тыс.
Непредставление документа по требованию (п. 1 ст. 126 НК РФ)
200 за документ
560 за документ
Неявка свидетеля (ст. 128 НК РФ)
1 тыс.
14 тыс.
Непредставление уведомления о КИК (ст. 129⁶ НК РФ), за каждую
500 тыс.
754 тыс.
Несообщение о создании обособленного подразделения (новый п. 3¹ ст. 126 НК РФ)
-
121 тыс.
При этом необходимо учитывать:
документы на иностранном языке по контролируемым сделкам, соглашениям о ценообразовании и страновым отчетам представляются с нотариально заверенным;
если последний день уплаты налога в декабре выпадает на выходной, срок переносится на предшествующий рабочий день;
проверяемое лицо вправе получить электронные копии материалов проверки на свой носитель.
Сроки вступления в силу
Основные изменения по НДФЛ, налогу на прибыль и правилам КИК применяются с 1 января 2027 года».
Юридичекая фирма Nekrasov, Roudomanov & Partners обладают значительным опытом консультирования по вопросам налогового права и будут рады обсудить последствия реализации новых правил применительно к вашей ситуации.
Настоящий материал не является юридической или налоговой консультацией.